Популярные новости
Персоны
АТАМБАЕВ  Алмазбек
АТАМБАЕВ Алмазбек Кыргызстан Родился 1956 году в совхозе имени Стрельниковой, Аламединского района (ныне - с. Арашан) Аламединского района, киргиз. Родители - рабоч...

Все персоны
Опрос
Как в относитесь к проекту строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане?
Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Погода
Курс валют
1 доллар США
  • Афганистан 0
  • Казахстан 335
  • Кыргызстан 68.8
  • Таджикистан 8.8
  • Туркменистан 3.5
  • Узбекистан 8078
Будут ли расставлены все точки над "i"?
  • 16 сентября 2011, 15:30 | Политика / Кыргызстан / Узбекистан

    Вот уже много лет в межправительственных переговорах по делимитации и демаркации границ между Республикой Узбекистан и Кыргызской Республикой всплывают вопросы принадлежности объектов подземного хранилища газа СПХГ "Северный-Сох".

    В средствах массовой информации руководство соседней республики обвиняет Узбекистан в присвоении территории, на которой находятся данные объекты, а также в незаконной их эксплуатации. А наиболее импульсивные депутаты требуют компенсацию за уже добытые энергоресурсы, и провоцируют население Баткенской области силой захватить эти месторождения. Насколько правомерны действия киргизких властей и оправданы их голословные заявления, попытался разобраться наш корреспондент.

    СПХГ "Северный-Сох" является структурным подразделением АК "Узтрансгаз". Созданное на базе двух объектов истощенного нефтегазового месторождения в этом районе, оно состоит из 3 газораспределительных пунктов и 152 нагнетательных скважин, находящихся на балансе и полностью обсуживающиеся АК "Узтрансгаз". Восемь из них официально находятся на территории Республики Узбекистан, 14 – на спорной территории, граничащей с Узбекистаном, куда специалисты СПХГ "Северный Сох" вообще не имеют доступа.

    Устьевое оборудование этих скважин раскулачено, шлейфы разобраны населением, а земли освоены под сельское хозяйство. За остальные 130 скважин, находящихся также на спорной площади, вот уже несколько лет продолжаются трения. В целом проектная мощность СПХГ "Северный-Сох" оценивается в 1300 миллионов кубических метров активного газа, а эксплуатационный фонд скважин составляет 112 единиц.

    В зимний период именно отсюда обеспечивают природным газом промышленные объекты и население Ферганской долины Республики Узбекистан. По итогам прошлого года объемы добытого здесь газа составили 1135 миллионов кубометров. Сегодня эта цифра достигла 405 миллионов кубометров. Добычу газа здесь обеспечивают 626 человек, 150 из которых работают на промысловой части.

    Как известно, эти месторождения и в советское время, и после распада СССР находились во владении Узбекистана. Подтверждением этому служит постановление Президиума ВЦИК СССР от 4 мая 1925 года и дополнение к нему от 9 ноября 1925 года "Об утверждении границ между РСФСР и Узбекской ССР" или Описание границ между Узбекской ССР и Кара-Киргиской АО РСФСР с перечнем административных единиц.

    Согласно этим документам Сохский массив и другие месторождения целиком были отнесены к территории УзССР. Но эти факты были полностью проигнорированы соседним государством, и спор о размежевании государственных границ продолжился. 3 мая 1927 года Президиум ВЦИК РСФСР обратился своим постановлением в Президиум ЦИК СССР, в котором ходатайствовал о выделении из УзССР и присоединения в состав Киргизской АССР РСФСР Сохского массива. Но уже на следующий день Президиум ЦИК СССР отклонил их ходатайство, и окончательно урегулировал и установил трехлетний мораторий на рассмотрение ходатайств на размежевание границ.

    Учитывая то, что земельные претензии соседнего государства на этом не закончились, в 1955 году Распоряжениями Совета Министров двух республик была образована Паритетная комиссия, которая подготовила предложение о передаче части узбекских земель Кыргызской ССР. Президиум Верховного совета Узбекской ССР, изучив материалы и выяснив не обоснованность предложений Паритетной комиссии в отношении Сохского массива, не принял указ об утверждении изменения линии границ между Узбекской и Киргизской ССР.

    В свою очередь Президиум Верховного Совета Кыргызской ССР издал указ от 30 марта 1961 года, который привел к изменению границ в районе Сохского массива и изданию карт, на основании материалов Паритетной комиссии 1955 года. Как ни печально это осознавать, но сегодня ситуация не сдвинулась с "мертвой" точки. Кыргызская Республика продолжает предъявлять права на газовые месторождения в районе Северного Соха, оперируя протоколом Паритетной Комиссии 1955 года, не имеющем под собой ни какой юридической подоплеки, поскольку не был утвержден ни Верховным Советом Узбекской ССР, ни Верховным Советом СССР.

    В последнее время кыргызская сторона в одностороннем порядке предпринимает меры, которые невозможно не назвать возмутительными. Таможенные службы этой страны просто бесчинствуют на спорной территории. Из-за их не правомерных действий не удается своевременно провести текущий и капитальный ремонт технологического оборудования и эксплуатационных скважин. Кыргызские силовики специально создают преграды для прохождения вахтенного персонала, въезда специальной техники и доставки МТР и оборудования на промысловую зону.

    Вопиющем фактом их самовольства можно назвать наложение ареста в конце прошлого года на специальную технику, а именно на цементировочный агрегат ЦА-320, Краз 3257 с государственным номером 15 АС 668 и водовоз Краз 3255, с государственным номером 15 AL 414. И это только малая часть того, что творят кыргызские силовики на спорной территории. Подтверждением этому служат цифры. Только за период 2009 – 2010 годы из запланированных 42 скважин, намеченные работы были произведены на 16. Бесчинствуют на спорной территории и граждане соседней республики, поступки которых не соответствуют меркам человеческой морали.

    Самым беспардонным образом жители Бурганды РК подключают самовольно построенные на охранной зоне застройки и цеха по обжигу извести к шлейфовым трубам и газовым скважинам СПХГ. Ярким примером не правомерных действий могут послужить своевольные подключения к шлейфовым трубам скважин №6н, 45, 73г, 74г и откачка газа из СПХГ "Северный-Сох". Неоднократные их отключения узбекскими специалистами вызвали угрозы и насильственные действия со стороны жителей данного массива, которые утверждают, что эти территории находятся в их собственности и власти страны дали им полное право пользоваться ими.

    Комментируя сложившуюся ситуацию, депутат Законодательной палаты Республики Узбекистан Турсунов Мухамаджон, представитель партии УзЛиДеп отметил, что Президент Кыргызстана Роза Отунбаева пытаясь договорится с нашим правительством, выдвигает весьма туманные предложения. Ясность попытался внести депутат проправительственной фракции "Республика" Кенжебек Бокоев в беседе с корреспондентом ИА "Интерфакс" 15 февраля 2011 года.

    Интерпретируя слова Президента РК он отметил, что речь идет об "обмене анклавов, находящихся в Баткенской области на юге Киргизии". Другое заявление главы Киргизской Республики 17 февраля этого года процитировал обозреватель "Независимой газеты" Виктория Панфилова: "Бишкек предлагает своим соседям Таджикистану и Узбекистану обменяться анклавами". Но за отсутствием детального плана и внятных официальных комментариев следует учесть предыдущий опыт Кыргызстана в вопросах территориального характера. Тем более, с Узбекистаном уже неоднократно велись переговоры по данной проблеме.

    В феврале 2001 года стороны даже подписали Меморандум по урегулированию правовых основ делимитации госграницы. В том документе говорилось не об "обмене анклавами", но о соразмерном обмене территориями с целью соединения анклава Сох широкой полосой земли с Узбекистаном. Тем более, что в мире такая практика уже существует. В качестве примера можно использовать модель Колонского коридора в Панаме.

    Город Колон - второй по величине город Панамы. От материнского государства город отделяла шестимильная зона Панамского канала, находящаяся под властью США. Конвенция по Колонскому коридору, подписанная в 1950 году, обеспечила создание коридора длиной в 10 миль. Его ширина составила 30 метров в одной половине и 60 метров - во второй. Несмотря на то, что Колонский коридор находился под полной властью Республики Панама, его использование согласно конвенции сводилось к транспортировке и сообщению.

    А пока официальный Бишкек выдвигает лишь маловразумительные предложения по решению вопросов об эксплуатации объектов подземного хранилища газа СПХГ "Северный-Сох", здесь создается явная угроза возникновения трансграничных чрезвычайных ситуаций, связанных с возможными газопроявлениями на скважинах из-за повсеместного повышения давления в межтрубном пространстве, не своевременного их планового технического обслуживания специалистами, инженерной и специальной техники. Согласно оценкам экспертов, подобная обстановка может привести к тяжелым последствиям и нанести не поправимый урон объектам подземного хранилища газа СПХГ "Северный-Сох".

    Для предупреждения подобных ситуаций эксперты предлагают принять ряд мер, направленных на надежное и стабильное функционирование промысловой части СПХГ "Северный-Сох". В первую очередь следует решить вопрос о статусе объекта, расположенного на спорной территории, с участием соответствующих компетентных органов и ведомств. Не менее важным моментом является обеспечение безопасности и беспрепятственного перехода обслуживающего персонала и специальной техники.

    Также следует вернуть арестованную спецтехнику, прекратить строительство новых жилыхзастроек и снести ранее возведенные строения на промысловой зоне, оградить территорию данного объекта по периметру колючей проволокой, пресечь все незаконные подключения, а также осуществлять подачу газа населению Бургандинского массива КР через замерный узел (ГРП-3). Учитывая факт того, что руководство Республики Кыргызстан не в состоянии предложить другие реальные меры, быть может, именно это поможет расставить все точки над i?

    Жасур Юлдашев

    Источник - ГОРИЗОНТ

    Комментарии пользователей:
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.